. РАСЧЕТ ПОЛЕТА
Расчет полета выполняется для облегчения работы штурмана в воздухе, обеспечения точного выдерживания заданного маршрута и выхода на цель или контрольный ориентир (рубеж) в заданное
время, обеспечения координации действий экипажей группы и контроля за их полетом с КП.
Штурман экипажа одновременно с прокладкой маршрута определяет элементы разворота самолета, длину участков между основными точками маршрута и общую длину маршрута, время полета по участкам маршрута и общую продолжительность полета, время взлета, прохода ИПМ и посадки, резерв летного времени (время полета на заданном режиме, соответствующее расчетному остатку топлива на самолете после посадки), путевые углы по участкам маршрута, время видимого восхода (захода) Солнца. и Луны, время наступления рассвета (темноты), приборную безопасную высоту полета по участкам маршрута, необходимые данные для применения технических средств самолетовождения.
Кроме этих элементов штурманский расчет полета может включать расчеты на построение боевого порядка, боевого расхождения перед целью, маневрирования для выхода на цель в заданное время, роспуска боевого порядка и посадки; расчеты на определение рубежей и времени встречи со взаимодействующими самолетами; определение рубежей и времени встречи с темнотой или рассветом; инженерно-штурманский расчет полета и др. Результаты этих расчетов доводятся до экипажей штурманом эскадрильи или старшим штурманом полка.
Расчет полета подразделяется на предварительный и окончательный.
Предварительный расчет полета производится без учета ветра (по истинной воздушной скорости полета). Он выполняется в период предварительной подготовки к полету. Его результаты наносятся на карту и записываются в левую часть бортового журнала штурмана.
Окончательный расчет полета выполняется в период предполетной подготовки с учетом известного ветра и других данных метеорологической и навигационной обстановки к моменту начала полета.
Рассмотрим содержание и порядок выполнения предварительного расчета полета.
Расчет элементов разворота одиночного самолета
К элементам разворота одиночного самолета относятся;
— радиус разворота самолета R;
— угол разворота самолета УР;
— время разворота самолета на 360° /360;
—- время разворота самолета на заданный угол fyp;
— угловая скорость разворота самолета «;
—- длина пути, проходимого самолетом за время разворота Syp;
— линейное упреждение разворота ЛУР (расстояние от точки начала разворота до ЛЗП следующего участка маршрута).
Знание элементов разворота самолета необходимо как при прокладке маршрута, так и при выполнении полета. Математическая.
зависимость угла крена р от воздушной скорости V и радиуса разворота R видна из рис. 7.6:
, R mV2 _ У2 ЧР— mgR — gR.
откуда
n_ V4 А в-tgP *
где R—радиус разворота, м;
V—истинная воздушная скорость, м/с; g — ускорение силы тяжести (9,81 м/с2); Р—угол крена.
тУг
К
Рис. 7S. Зависимость угла кре-
на, воздушной скорости и ра-
диуса разворота самолета
Радиус разворота может быть рассчитан на НЛ-10 М (рис. 7.7) или НРК-2 (рис. 7.8).
Порядок расчета R на НЛ-10 М:
— установить значение угла крена (3 (шкала «Тангенсы») против значения истинной воздушной скорости в сотнях километров в час (шкала «V : 100»);
I
і
R — /2,3 км
Радиусы разворота — [расстояния-высоты
V:W0 V: 100=9.50 км/ч
Рис. 7.7. Расчет радиуса разворота самолета R
с помощью навигационной линейки НЛ-10М
— против красного индекса «R» (шкала «Тангенсы») снять отсчет радуса R в км (шкала «Радиусы разворота — расстояния высоты»).
Порядок расчета R на НРК-2:
— установить значение угла крена р (шкала «Тангенсы») против значения истинной воздушной скорости (внешняя шкала скоростей);
— против индекса «R» (шкала «Тангенсы») снять отсчет радиуса разворота R в км (шкала «Скорость — Путь»),
Пример V’=950 км/ч, Р = 30°.
.Ответ. R —12,3 км.
Угол разворота самолета (УР) определяется по формуле
— УР = |/С2~/С,|»|ПУ2-ПУ,|, (7.4)
где /С2, К и ПУ2, ПУг—курсы и путевые углы соответственно на последующем и предыдущем участках маршрута.
Расчет времени разворота на 360° может производиться на НЛ-10 М (рис. 7.9) или на НРК-2 (рис. 7.10).
Расстояние (км) Скорость (км/ч)
V: 100=8,00 км/ч 1360
К = W.8 км t360 =8мин 52с
Время (в мин или сек) Время (в час или мин)
Рис. 7.9. Расчет времени разворота самолета на 360° с помощью линейки НЛ-10М
Порядок расчета /аб0 на НЛ-10 М:
— против значения истинной воздушной скорости в сотнях ки лометров в час (шкала «Расстояние — Скорость») установить зна чение радиуса разворота в км (шкала «Время»);
— против красного индекса «/3бо» (шкала «Расстояние — Скорость») снять отсчет времени /3бо в минутах и секундах (шкала «Время»),
Время разворота самолета на заданный УР рассчитывается по формуле
, _ 2icR УР _ УР
гур ~ У 360 “ 360 ‘ts60.
Расчет времени разворота самолета на заданный угол (/ур) производится на НЛ-10 М (рис. 7.11) или на НРК-2 (рис. 7.12).
Углы УР~150°
разворота
Расстояние (км) Скорость (км/ч)| V:100=9,20 км/ч
■т’—………… ■ …. *….. — —Г
/? = //,6км Ъур=1мин 58с
Рис. 7.11. Расчет, времени разворота само-
лета на заданный угол с помощью линейки
НЛ-10М
Порядок расчета typ на НЛ-10 М:
— против значения истинной воздушной скорости в сотнях километров в час (шкала «Расстояние — Скорость») установить значение радиуса разворота в км (шкала «Время»);
■ против значения угла разворота в градусах (шкала «Углы разворота») снять отсчет typ в минутах и секундах (шкала «Время»,).
Если известны воздушная скорость и крен самолета, то с помощью НЛ-10 М расчет ^360 и typ можно выполнить иначе. Для этого, подставив в формулу (7.5) значение радиуса разворота из формулы (7.3), получим
Выразив скорость в км/час и подставив значения постоянных величин, имеем
^бо = 0,17809
Учитывая, что коэффициент 0,17809 соответствует tgl0°, окончательно получим
(7.7)
Расчет іш и typ осуществляется в следующей последовательности:
— против значения воздушной скорости в километрах в час (шкала «Радиусы разворота — расстояния — высоты») установить значение крена самолета j3 (рис. 7.13) и против черного индекса «^збо» (шкала «Тангенсы») снять отсчет времени t360 в секундах (шкала «Радиусы разворота — расстояния — высоты» или шкала «Расстояние — Скорость»);
— совместить круглый красный индекс (шкала «Время») со значением: tm в секундах (шкала «Расстояние — Скорость») и про-
тив значения угла разворота УР, уменьшенного в 10 раз (шкала «Время», рис. 7.14), снять отсчет времени ^ур (шкала «Расстояние — Скорость»).
Пример. Определить время разворота самолета на 70°, если Р=700 км/ч, Р= 15°.
Решение. 1. Определяем время разворота на 360° (рис. 7.13): ^збо—460 с. 2. Определяем время разворота на заданный угол (рис. 7.14): typ = 89 с = 1 мин 29 с.
Расстояние і ям) Скорость (км/ч) ЪЗБ0=4б0с
Ь 360 =460 с V=700 км/ч Радиусы разворота — расстояния — высоты Рис. 7.13. Расчет времени разворота на 360° с помощью линейки НЛ-10М, если известны значения воздушной скорости и крена самолета |
Порядок расчета /ур на НРК-2:
— против значения угла крена р (шкала «Тангенсы») установить истинную воздушную скорость в сотнях километров в час (шкала «Скорость — Путь»);
Расстояние (км) Скорость (км/ч)
typ=89c _____________________ 1360=460 с
і 1
І/pjffl — 7°
Время (в мин ила сек) Время (в час или Mutf)
Рис. 7.14. Расчет времени разворота на заданный
угол с помощью линейки НЛ-10М, если известно
время разворота на 360°
— против значения угла разворота УР (оцифровка с точками на шкале «Тангенсы») снять отсчет времени typ в секундах (шкала «Скорость — Путь»).
Пример. Определить время разворота на 150°, если I/—920 км/ч, Р = 30°,
Ответ: iVp == 1 мин 58 с.
Поскольку при развороте возможны ошибки выдерживания скорости V и крена 3, то разворот на заданный угол УР будет выполнен раньше или позже расчетного времени iyp. Правильность
выполнения разворота удобно контролировать по угловой скорости разворота ш, которая рассчитывается по формуле
Например, при У=^800 км/ч и j3=15° со == 40 град/мин.
Зная угловую скорость разворота и используя курсовой прибор и секундомер, можно легко осуществить контроль за правильностью выполнения разворота самолета на заданный угол.
Д л и на пути, проходимого самолетом за врем я разворота, рассчитывается по формуле
Расчет Syр производится на НЛ-10 М (рис. 7.15) или на НРК-2 (рис. 7.16).
Рис. 7.15. Расчет длины пути, проходимого самолетом за время разворота, с помощью линейки
УР/2=40
ЛИР *15,7 км R-18,8 км
Радиусы разворота-расстояния — высоты
Рис. 7.18. Расчет линейного упреждения разворота ЛУР
с помощью линейки НЛ-10М
Величина линейного упреждения разворота ЛУР определяется по формуле, полученной из рис. 7.17:
ЛУР = /?tg 4р.
Расчет ЛУР производится на НЛ-10 М (рис. 7.18) или НРК-2 (рис. 7.19).
Порядок расчета ЛУР на НЛ-10 М:
— установить треугольный индекс (шкала «Тангенсы») против значения R в километрах (шкала «Радиусы разворота — расстояния — высоты»);
— против значения половины угла разворота (УР/2) в градусах (шкала «Тангенсы») снять отсчет ЛУР в километрах (шкала «Радиусы разворота — расстояния — высоты»).
Порядок расчета ЛУР на НРК-2:
— установить треугольный индекс (шкала «Тангенсы») против значения R в километрах (шкала «Скорость — Путь»);
— против значения половины угла разворота (УР/2) в градусах (шкала «Тангенсы») снять отсчет ЛУР в километрах (шкала «Скорость — Путь»).
Пример. Определить ЛУР, если У=800 км/ч, Р=15°, УР=80°.
Решение. 1. Определить радиус разворота: /? = 18,8 км.
2. Определить линейное упреждение разворота: ЛУР=15,7 км.
Целесообразно в период общей штурманской подготовки составить таблицу элементов разворота для заданных значений V, Р и УР.
Расчет длины участка маршрута и общей длины маршрута
Длина каждого участка маршрута 5 складывается из длины прямолинейного участка маршрута Sn и длины криволинейного участка маршрута Syp:
s — s„ + syp.
Длина прямолинейного участка маршрута снимается с карты масштабной линейкой. Длина криволинейного участка маршрута рассчитывается наНЛ-ЮМ или НРК-2 в порядке, изложенном выше.
Сумма длин всех участков маршрута от ИПМ до КДМ составляет общую длину маршрута, которая записывается в бортовой журнал штурмана.